Типы данных

При программировании на языке ассемблера используются данные следующих типов:

  1. Непосредственные данные, представляющие собой числовые или символьные значения, являющиеся частью команды.
    Непосредственные данные формируются программистом в процессе написания программы для конкретной команды ассемблера.
  2. Данные простого типа, описываемые с помощью ограниченного набора директив резервирования памяти, позволяющих выполнить самые элементарные операции по размещению и инициализации числовой и символьной информации. При обработке этих директив ассемблер сохраняет в своей таблице символов информацию о местоположении данных (значения сегментной составляющей адреса и смещения) и типе данных, то есть единицах памяти, выделяемых для размещения данных в соответствии с директивой резервирования и инициализации данных.

    Эти два типа данных являются элементарными, или базовыми; работа с ними поддерживается на уровне системы команд микропроцессора. Используя данные этих типов, можно формализовать и запрограммировать практически любую задачу. Но насколько это будет удобно — вот вопрос.

  3. Данные сложного типа, которые были введены в язык ассемблера с целью облегчения разработки программ. Сложные типы данных строятся на основе базовых типов, которые являются как бы кирпичиками для их построения. Введение сложных типов данных позволяет несколько сгладить различия между языками высокого уровня и ассемблером. У программиста появляется возможность сочетания преимуществ языка ассемблера и языков высокого уровня (в направлении абстракции данных), что в конечном итоге повышает эффективность конечной программы.
Обработка информации, в общем случае, процесс очень сложный. Это косвенно подтверждает популярность языков высокого уровня. Одно из несомненных достоинств языков высокого уровня — поддержка развитых структур данных. При их использовании программист освобождается от решения конкретных проблем, связанных с представлением числовых или символьных данных, и получает возможность оперировать информацией, структура которой в большей степени отражает особенности предметной области решаемой задачи. В то же самое время, чем выше уровень такой абстракции данных от конкретного их представления в компьютере, тем большая нагрузка ложится на компилятор с целью создания действительно эффективного кода. Ведь нам уже известно, что в конечном итоге все написанное на языке высокого уровня в компьютере будет представлено на уровне машинных команд, работающих только с базовыми типами данных. Таким образом, самая эффективная программа — программа, написанная в машинных кодах, но писать сегодня большую программу в машинных кодах — занятие не имеющее слишком большого смысла.

Понятие простого типа данных носит двойственный характер. С точки зрения размерности (физическая интерпретация), микропроцессор аппаратно поддерживает следующие основные типы данных (рис. 1):

Рис. 1. Основные типы данных микропроцессора

Кроме трактовки типов данных с точки зрения их разрядности, микропроцессор на уровне команд поддерживает логическую интерпретацию этих типов (рис. 2):

Рис. 2. Основные логические типы данных микропроцессора

Отметим, что “Зн” на рис. 2 означает знаковый бит.

После всего сказанного было бы логичным возникновение у читателя вопроса: как описать эти простые типы данных ассемблера, а затем и воспользоваться ими в программе? Ведь любая программа предназначена для обработки некоторой информации, поэтому вопрос о том, как описать данные с использованием средств языка обычно встает одним из первых.

TASM предоставляет очень широкий набор средств описания и обработки данных, который вполне сравним с аналогичными средствами некоторых языков высокого уровня.

Для описания простых типов данных в программе используются специальные директивы резервирования и инициализации данных, которые, по сути, являются указаниями транслятору на выделение определенного объема памяти. Если проводить аналогию с языками высокого уровня, то директивы резервирования и инициализации данных являются определениями переменных.
Машинного эквивалента этим директивам нет; просто транслятор, обрабатывая каждую такую директиву, выделяет необходимое количество байт памяти и при необходимости инициализирует эту область некоторым значением.

Директивы резервирования и инициализации данных простых типов имеют формат, показанный на рис. 3.

Рис. 3. Директивы описания данных простых типов

На рис. 3 использованы следующие обозначения:

На рис. 3 представлены следующие поддерживаемые TASM директивы резервирования и инициализации данных:

Очень важно уяснить себе порядок размещения данных в памяти. Он напрямую связан с логикой работы микропроцессора с данными. Микропроцессоры Intel требуют следования данных в памяти по принципу: младший байт по младшему адресу.

Для иллюстрации данного принципа рассмотрим листинг 1, в котором определим сегмент данных. В этом сегменте данных приведено несколько директив описания простых типов данных.
 
 Листинг 1. Пример использования директив резервирования и инициализации данных
masm
model	small
.stack	100h
.data
message	db	'Запустите эту программу в отладчике’,’$'
perem_1	db	0ffh
perem_2	dw	3a7fh
perem_3	dd	0f54d567ah
mas db	10	dup (' ')
pole_1	db	5 dup (?)
adr	dw	perem_3
adr_full	dd	perem_3
fin	db	'Конец сегмента данных программы $'
.code
start:
	mov	ax,@data
	mov	ds,ax
	mov	ah,09h
	mov	dx,offset message
	int	21h
	mov	ax,4c00h
	int	21h
end	start

Теперь наша цель — посмотреть, как выглядит сегмент данных программы листинга 1 в памяти компьютера. Это даст нам возможность обсудить практическую реализацию обозначенного нами принципа размещения данных. Для этого запустим отладчик TD.EXE, входящий в комплект поставки TASM. Результат показан на рис. 4.

Рис. 4. Окно дампа памяти для программы листинга 1

Обсудим рис. 4. На нем вы видите данные вашего сегмента в двух представлениях: шестнадцатеричном и символьном. Видно, что со смещением 0000 расположены символы, входящие в строку message. Она занимает 34 байта. После нее следует байт, имеющий в сегменте данных символическое имя perem_1, содержимое этого байта offh.
Теперь обратите внимание на то, как размещены в памяти байты, входящие в слово, обозначенное символическим именем perem_2. Сначала следует байт со значением 7fh, а затем со значением 3ah. Как видите, в памяти действительно сначала расположен младший байт значения, а затем старший.
Теперь посмотрите и самостоятельно проанализируйте размещение байтов для поля, обозначенного символическим именем perem_3.
Оставшуюся часть сегмента данных вы можете теперь проанализировать самостоятельно.
Остановимся лишь на двух специфических особенностях использования директив резервирования и инициализации памяти. Речь идет о случае использования в поле операндов директив dw и dd символического имени из поля имя этой или другой директивы резервирования и инициализации памяти. В нашем примере сегмента данных это директивы с именами adr и adr_full.
Когда транслятор встречает директивы описания памяти с подобными операндами, то он формирует в памяти значения адресов тех переменных, чьи имена были указаны в качестве операндов. В зависимости от директивы, применяемой для получения такого адреса, формируется либо полный адрес (директива dd) в виде двух байтов сегментного адреса и двух байтов смещения, либо только смещение (директива dw). Найдите в дампе на рис. 4 поля, соответствующие именам adr и adr_full, и проанализируйте их содержимое.

Любой переменной, объявленной с помощью директив описания простых типов данных, ассемблер присваивает три атрибута:

  1. Сегмент (seg) — адрес начала сегмента, содержащего переменную;
  2. Смещение (offset) в байтах от начала сегмента с переменной;
  3. Тип (type) — определяет количество памяти, выделяемой переменной в соответствии с директивой объявления переменной.

Получить и использовать значение этих атрибутов в программе можно с помощью рассмотренных нами операторов ассемблера seg, offset и type.

TASM поддерживает следующие сложные типы данных:

Разберемся более подробно с тем, как определить данные этих типов в программе и организовать работу с ними.

Массивы

Дадим формальное определение:
массив - структурированный тип данных, состоящий из некоторого числа элементов одного типа.

Для того чтобы разобраться в возможностях и особенностях обработки массивов в программах на ассемблере, нужно ответить на следующие вопросы:

Описание и инициализация массива в программе

Специальных средств описания массивов в программах ассемблера, конечно, нет. При необходимости использовать массив в программе его нужно моделировать одним из следующих способов:

  1. Перечислением элементов массива в поле операндов одной из директив описания данных. При перечислении элементы разделяются запятыми. К примеру:
     
    	;массив из 5 элементов.Размер каждого
    элемента 4 байта:
    mas dd 1,2,3,4,5
    
  2. Используя оператор повторения dup. К примеру:
     
    ;массив из 5 нулевых элементов.
    ;Размер каждого элемента 2 байта:
    mas	dw	5 dup (0)
    

    Такой способ определения используется для резервирования памяти с целью размещения и инициализации элементов массива.
  3. Используя директивы label и rept. Пара этих директив может облегчить описание больших массивов в памяти и повысить наглядность такого описания. Директива rept относится к макросредствам языка ассемблера и вызывает повторение указанное число раз строк, заключенных между директивой и строкой endm. К примеру, определим массив байт в области памяти, обозначенной идентификатором mas_b. В данном случае директива label определяет символическое имя mas_b, аналогично тому, как это делают директивы резервирования и инициализации памяти. Достоинство директивы label в том, что она не резервирует память, а лишь определяет характеристики объекта. В данном случае объект — это ячейка памяти. Используя несколько директив label, записанных одна за другой, можно присвоить одной и той же области памяти разные имена и разный тип, что и сделано в следующем фрагменте:
     
    ...
    n=0
    ...
    mas_b	label	byte
    mas_w	label	word
    rept	4
    	dw	0f1f0h
    endm
    

    В результате в памяти будет создана последовательность из четырех слов f1f0. Эту последовательность можно трактовать как массив байт или слов в зависимости от того, какое имя области мы будем использовать в программе — mas_b или mas_w.

  4. Использование цикла для инициализации значениями области памяти, которую можно будет впоследствии трактовать как массив.
    Посмотрим на примере листинга 2, каким образом это делается.
     
     Листинг 2 Инициализация массива в цикле
    ;prg_12_1.asm
    MASM
    MODEL small
    STACK 256
    .data
    mes	db	0ah,0dh,'Массив- ','$'
    mas	db	10 dup (?) ;исходный массив
    i	db	0
    .code
    main:
    	mov	ax,@data
    	mov	ds,ax
    	xor	ax,ax	;обнуление ax
    	mov	cx,10	;значение счетчика цикла в cx
    	mov	si,0	;индекс начального элемента в cx
    go:				;цикл инициализации
    	mov	bh,i	;i в bh
    	mov	mas[si],bh	;запись в массив i
    	inc	i		;инкремент i
    	inc	si		;продвижение к следующему элементу массива
    	loop	go	;повторить цикл
    ;вывод на экран получившегося массива
    	mov	cx,10
    	mov	si,0
    	mov	ah,09h
    	lea	dx,mes
    	int	21h
    show:
    	mov	ah,02h	;функция вывода значения из al на экран
    	mov	dl,mas[si]
    	add	dl,30h	;преобразование числа в символ
    	int	21h
    	inc	si
    	loop	show
    exit:
    	mov	ax,4c00h	;стандартный выход
    	int	21h
    end	main		;конец программы
    

Доступ к элементам массива

При работе с массивами необходимо четко представлять себе, что все элементы массива располагаются в памяти компьютера последовательно.
Само по себе такое расположение ничего не говорит о назначении и порядке использования этих элементов. И только лишь программист с помощью составленного им алгоритма обработки определяет, как нужно трактовать эту последовательность байт, составляющих массив. Так, одну и ту же область памяти можно трактовать как одномерный массив, и одновременно те же самые данные могут трактоваться как двухмерный массив. Все зависит только от алгоритма обработки этих данных в конкретной программе. Сами по себе данные не несут никакой информации о своем “смысловом”, или логическом, типе. Помните об этом принципиальном моменте.

Эти же соображения можно распространить и на индексы элементов массива. Ассемблер не подозревает об их существовании и ему абсолютно все равно, каковы их численные смысловые значения.
Для того чтобы локализовать определенный элемент массива, к его имени нужно добавить индекс. Так как мы моделируем массив, то должны позаботиться и о моделировании индекса. В языке ассемблера индексы массивов — это обычные адреса, но с ними работают особым образом. Другими словами, когда при программировании на ассемблере мы говорим об индексе, то скорее подразумеваем под этим не номер элемента в массиве, а некоторый адрес.

Давайте еще раз обратимся к описанию массива. К примеру, в программе статически определена последовательность данных:
mas	dw	0,1,2,3,4,5

Пусть эта последовательность чисел трактуется как одномерный массив. Размерность каждого элемента определяется директивой dw, то есть она равна 2 байта. Чтобы получить доступ к третьему элементу, нужно к адресу массива прибавить 6. Нумерация элементов массива в ассемблере начинается с нуля.
То есть в нашем случае речь, фактически, идет о 4-м элементе массива — 3, но об этом знает только программист; микропроцессору в данном случае все равно — ему нужен только адрес.

В общем случае для получения адреса элемента в массиве необходимо начальный (базовый) адрес массива сложить с произведением индекса (номер элемента минус единица) этого элемента на размер элемента массива:

база + (индекс*размер элемента)

Архитектура микропроцессора предоставляет достаточно удобные программно-аппаратные средства для работы с массивами. К ним относятся базовые и индексные регистры, позволяющие реализовать несколько режимов адресации данных. Используя данные режимы адресации, можно организовать эффективную работу с массивами в памяти. Вспомним эти режимы:

Напомним, что в качестве базового регистра может использоваться любой из восьми регистров общего назначения. В качестве индексного регистра также можно использовать любой регистр общего назначения, за исключением esp/sp.

Микропроцессор позволяет масштабировать индекс. Это означает, что если указать после имени индексного регистра знак умножения “*” с последующей цифрой 2, 4 или 8, то содержимое индексного регистра будет умножаться на 2, 4 или 8, то есть масштабироваться.

Применение масштабирования облегчает работу с массивами, которые имеют размер элементов, равный 2, 4 или 8 байт, так как микропроцессор сам производит коррекцию индекса для получения адреса очередного элемента массива. Нам нужно лишь загрузить в индексный регистр значение требуемого индекса (считая от 0). Кстати сказать, возможность масштабирования появилась в микропроцессорах Intel, начиная с модели i486. По этой причине в рассматриваемом здесь примере программы стоит директива .486. Ее назначение, как и ранее использовавшейся директивы .386, в том, чтобы указать ассемблеру при формировании машинных команд на необходимость учета и использования дополнительных возможностей системы команд новых моделей микропроцессоров.

В качестве примера использования масштабирования рассмотрим листинг 3, в котором просматривается массив, состоящий из слов, и производится сравнение этих элементов с нулем. Выводится соответствующее сообщение.
 Листинг 3. Просмотр массива слов с использованием
масштабирования
;prg_12_2.asm
MASM
MODEL	small
STACK	256
.data	;начало сегмента данных
;тексты сообщений:
mes1	db	'не равен 0!$',0ah,0dh
mes2	db	'равен 0!$',0ah,0dh
mes3	db	0ah,0dh,'Элемент $'
mas	dw	2,7,0,0,1,9,3,6,0,8	;исходный массив
.code
.486		;это обязательно
main:
	mov	ax,@data
	mov	ds,ax	;связка ds с сегментом данных
	xor	ax,ax	;обнуление ax
prepare:
	mov	cx,10	;значение счетчика цикла в cx
	mov	esi,0	;индекс в esi
compare:
	mov	dx,mas[esi*2]	;первый элемент массива в dx
	cmp	dx,0	;сравнение dx c 0
	je	equal	;переход, если равно
not_equal:		;не равно
	mov	ah,09h	;вывод сообщения на экран
	lea	dx,mes3
	int	21h
	mov	ah,02h	;вывод номера элемента массива на экран
	mov	dx,si
	add	dl,30h
	int	21h
	mov	ah,09h
	lea	dx,mes1
	int	21h
	inc	esi		;на следующий элемент
	dec	cx		;условие для выхода из цикла
	jcxz	exit	;cx=0? Если да — на выход
	jmp	compare	;нет — повторить цикл
equal:			;равно 0
	mov	ah,09h	;вывод сообщения mes3 на экран
	lea	dx,mes3
	int	21h
	mov	ah,02h
	mov	dx,si
	add	dl,30h
	int	21h
	mov	ah,09h	;вывод сообщения mes2 на экран
	lea	dx,mes2
	int	21h
	inc	esi		;на следующий элемент
	dec	cx		;все элементы обработаны?
	jcxz	exit
	jmp	compare
exit:
	mov	ax,4c00h	;стандартный выход
	int	21h
end	main	;конец программы

Еще несколько слов о соглашениях:

Заметим, что базово-индексную адресацию не возбраняется сочетать с прямой адресацией или указанием непосредственного значения. Адрес тогда будет формироваться как сумма всех компонентов.

К примеру:
	mov	ax,mas[ebx][ecx*2]
;адрес операнда равен [mas+(ebx)+(ecx)*2]
...
	sub	dx,[ebx+8][ecx*4]
;адрес операнда равен [(ebx)+8+(ecx)*4]
 

Но имейте в виду, что масштабирование эффективно лишь тогда, когда размерность элементов массива равна 2, 4 или 8 байт. Если же размерность элементов другая, то организовывать обращение к элементам массива нужно обычным способом, как описано ранее.

Рассмотрим пример работы с массивом из пяти трехбайтовых элементов (листинг 4). Младший байт в каждом из этих элементов представляет собой некий счетчик, а старшие два байта — что-то еще, для нас не имеющее никакого значения. Необходимо последовательно обработать элементы данного массива, увеличив значения счетчиков на единицу.
 Листинг 4. Обработка массива элементов с нечетной длиной
;prg_11_3.asm
MASM
MODEL	small	;модель памяти
STACK	256	;размер стека
.data			;начало сегмента данных
N=5				;количество элементов массива
mas	db	5 dup (3 dup (0))
.code			;сегмент кода
main:			;точка входа в программу
	mov	ax,@data
	mov	ds,ax
	xor	ax,ax	;обнуление ax
	mov	si,0	;0 в si
	mov	cx,N	;N в cx
go:
	mov	dl,mas[si]	;первый байт поля в dl
	inc	dl			;увеличение dl на 1 (по условию)
	mov	mas[si],dl	;заслать обратно в массив
	add	si,3	;сдвиг на следующий элемент массива
	loop	go	;повтор цикла
	mov	si,0	;подготовка к выводу на экран
	mov	cx,N
show:			;вывод на экран содержимого
;первых байт полей
	mov	dl,mas[si]
	add	dl,30h
	mov	ah,02h
	int	21h
	loop	show
exit:
	mov	ax,4c00h	;стандартный выход
	int	21h
end	main			;конец программы

Двухмерные массивы

С представлением одномерных массивов в программе на ассемблере и организацией их обработки все достаточно просто. А как быть если программа должна обрабатывать двухмерный массив? Все проблемы возникают по-прежнему из-за того, что специальных средств для описания такого типа данных в ассемблере нет. Двухмерный массив нужно моделировать. На описании самих данных это почти никак не отражается — память под массив выделяется с помощью директив резервирования и инициализации памяти.

Непосредственно моделирование обработки массива производится в сегменте кода, где программист, описывая алгоритм обработки ассемблеру, определяет, что некоторую область памяти необходимо трактовать как двухмерный массив.
При этом вы вольны в выборе того, как понимать расположение элементов двухмерного массива в памяти: по строкам или по столбцам.

Если последовательность однотипных элементов в памяти трактуется как двухмерный массив, расположенный по строкам, то адрес элемента (i, j) вычисляется по формуле

(база + количество_элементов_в_строке * размер_элемента * i+j)

Здесь i = 0...n–1 указывает номер строки, а j = 0...m–1 указывает номер столбца.

Например, пусть имеется массив чисел (размером в 1 байт) mas(i, j) с размерностью 4 на 4
(i= 0...3, j = 0...3):

	23	04	05	67
	05	06	07	99
	67	08	09	23
	87	09	00	08

В памяти элементы этого массива будут расположены в следующей последовательности:

23 04 05 67 05 06 07 99 67 08 09 23 87 09 00 08

Если мы хотим трактовать эту последовательность как двухмерный массив, приведенный выше, и извлечь, например, элемент
mas(2, 3) = 23, то проведя нехитрый подсчет, убедимся в правильности наших рассуждений:

Эффективный адрес mas(2, 3) = mas + 4 * 1 * 2 + 3 = mas + 11

Посмотрите на представление массива в памяти и убедитесь, что по этому смещению действительно находится нужный элемент массива.

Организовать адресацию двухмерного массива логично, используя рассмотренную нами ранее базово-индексную адресацию. При этом возможны два основных варианта выбора компонентов для формирования эффективного адреса:

В программе это будет выглядеть примерно так:
;Фрагмент программы выборки элемента
;массива mas(2,3) и его обнуления
.data
mas	db
23,4,5,67,5,6,7,99,67,8,9,23,87,9,0,8
i=2
j=3
.code
...
	mov	si,4*1*i
	mov	di,j
	mov	al,mas[si][di]	;в al элемент mas(2,3)
...

В качестве законченного примера рассмотрим программу поиска элемента в двухмерном массиве чисел (листинг 5). Элементы массива заданы статически.
Листинг 5. Поиск элемента в двухмерном массиве
;prg_11_4.asm
MASM
MODEL	small
STACK	256
.data
;матрица размером 2x5 — если ее не инициализировать,
;то для наглядности она может быть описана так:
;array	dw	2 DUP (5 DUP (?))
;но мы ее инициализируем:
array	dw	1,2,3,4,5,6,7,3,9,0
;логически это будет выглядеть так:
;array= {1 2}
; {3 4}
; {5 6}
; {7 3}
; {9 0}
	elem	dw	3	;элемент для поиска
failed	db	0ah,0dh,'Нет такого элемента в массиве!','$'
success	db	0ah,0dh,'Такой элемент в массиве присутствует ','$'
foundtime	db	?	;количество найденных элементов
fnd	db	' раз(а)',0ah,0dh,'$'
.code
main:
	mov	ax,@data
	mov	ds,ax
	xor	ax,ax
	mov	si,0	;si=столбцы в матрице
	mov	bx,0	;bx=строки в матрице
	mov	cx,5	;число для внешнего цикла (по строкам)
external:		;внешний цикл по строкам
	mov	ax,array[bx][si]	;в ax первый элемент матрицы
	push	cx	;сохранение в стеке счётчика внешнего цикла
	mov	cx,2	;число для внутреннего цикла (по столбцам)
	mov	si,0
iternal:		;внутренний цикл по строкам
	inc	si		;передвижение на следующий элемент в строке
;сравниваем содержимое текущего элемента в ax с искомым элементом:
	cmp	ax,elem
;если текущий совпал с искомым, то переход на here для обработки,
;иначе цикл продолжения поиска
	je	here
;иначе — цикл по строке cx=2 раз
	loop	iternal
here:
	jcxz	move_next	;просмотрели строку?
	inc	foundtime	;иначе увеличиваем счётчик совпавших
move_next:			;продвижение в матрице
	pop	cx			;восстанавливаем CX из стека (5)
	add	bx,1		;передвигаемся на следующую строку
	loop	external	;цикл (внешний)
	cmp	foundtime,0h	;сравнение числа совпавших с 0
	ja	eql			;если больше 0, то переход
not_equal:	;нет элементов, совпавших с искомым
	mov	ah,09h	;вывод сообщения на экран
	mov	dx,offset failed
	int	21h
	jmp	exit	;на выход
eql:	;есть элементы, совпавшие с искомым
	mov	ah,09h	;вывод сообщений на экран
	mov	dx,offset success
	int	21h
	mov	ah,02h
	mov	dl,foundtime
	add	dl,30h
	int	21h
	mov	ah,09h
	mov	dx,offset fnd
	int	21h
exit:				;выход
	mov	ax,4c00h	;стандартное завершение программы
	int	21h
end	main			;конец программы

При анализе работы программы не забывайте, что в языке ассемблера принято элементы массива нумеровать с 0. При поиске определенного элемента массив просматривается от начала и до конца.
Приведенная программа сохраняет в поле foundtime количество вхождений искомого элемента в массив. В качестве индексных регистров используются si и bx.

Типовые операции с массивами

Для демонстрации основных приемов работы с массивами лучше всего подходят программы поиска или сортировки.

Рассмотрим одну такую программу, выполняющую сортировку массива по возрастанию (листинг 6).
Листинг 6. Сортировка массива
<1> ;prg_12_5.asm
<2> MASM
<3> MODEL	small
<4> STACK	256
<5> .data
<6> mes1	db	0ah,0dh,'Исходный массив — $',0ah,0dh
<7> ;некоторые сообщения
<8> mes2	db	0ah,0dh,'Отсортированный массив — $',0ah,0dh
<9> n	equ	9			;количество элементов в массиве, считая с 0
<10> mas	dw	2,7,4,0,1,9,3,6,5,8		;исходный массив
<11> tmp	dw	0		;переменные для работы с массивом
<12> i	dw	0
<13> j	dw	0
<14> .code
<15> main:
<16>	mov	ax,@data
<17>	mov	ds,ax
<18>	xor	ax,ax
<19> ;вывод на экран исходного массива
<20>	mov	ah,09h
<21>	lea	dx,mes1
<22>	int	21h			;вывод сообщения mes1
<23>	mov	cx,10
<24>	mov	si,0
<25>	show_primary:	;вывод значения элементов
<26> ;исходного массива на экран
<27>	mov	dx,mas[si]
<28>	add	dl,30h
<29>	mov	ah,02h
<30>	int	21h
<31>	add	si,2
<32>	loop	show_primary
<33>
<34> ;строки 40-85 программы эквивалентны следующему коду на языке С:
<35> ;for (i=0;i<9;i++)
<36> ; for (j=9;j>i;j--)
<37> ; if (mas[i]>mas[j])
<38> ; {tmp=mas[i];
<39> ; mas[i]=mas[j];
<40> ; mas[j]=tmp;}
<41>	mov	i,0			;инициализация i
<42> ;внутренний цикл по j
<43> internal:
<44>	mov	j,9			;инициализация j
<45>	jmp	cycl_j		;переход на тело цикла
<46> exchange:
<47>	mov	bx,i		;bx=i
<48>	shl	bx,1
<49>	mov	ax,mas[bx]	;ax=mas[i]
<50>	mov	bx,j		;bx=j
<51>	shl	bx,1
<52>	cmp	ax,mas[bx]	;mas[i] ? mas[j] — сравнение элементов
<53>	jle	lesser		;если mas[i] меньше, то обмен не нужен и 
	 ;переход на продвижение далее по массиву
<54> ;иначе tmp=mas[i], mas[i]=mas[j], mas[j]=tmp:
<55> ;tmp=mas[i]
<56>	mov	bx,i		;bx=i
<57>	shl	bx,1		;умножаем на 2, так как элементы — слова
<58>	mov	tmp,ax		;tmp=mas[i]
<59>
<60> ;mas[i]=mas[j]
<61>	mov	bx,j		;bx=j
<62>	shl	bx,1		;умножаем на 2, так как элементы — слова
<63>	mov	ax,mas[bx]	;ax=mas[j]
<64>	mov	bx,i		;bx=i
<65>	shl	bx,1		;умножаем на 2, так как элементы — слова
<66>	mov	mas[bx],ax	;mas[i]=mas[j]
<67>
<68> ;mas[j]=tmp
<69>	mov	bx,j		;bx=j
<70>	shl	bx,1		;умножаем на 2, так как элементы — слова
<71>	mov	ax,tmp		;ax=tmp
<72>	mov	mas[bx],ax	;mas[j]=tmp
<73> lesser:			;продвижение далее по массиву во внутреннем цикле
<74>	dec	j			;j--
<75>;тело цикла по j
<76> cycl_j:
<77>	mov	ax,j		;ax=j
<78>	cmp	ax,i		;сравнить j ? i
<79>	jg	exchange	;если j>i, то переход на обмен
<80> ;иначе на внешний цикл по i
<81>	inc	i			;i++
<82>	cmp	i,n			;сравнить i ? n — прошли до конца массива
<83>	jl	internal	;если i
<85> ;вывод отсортированного массива
<86>	mov	ah,09h
<87>	lea	dx,mes2
<88>	int	21h
<89> prepare:
<90>	mov	cx,10
<91>	mov	si,0
<92>	show:			;вывод значения элемента на экран
<93>	mov	dx,mas[si]
<94>	add	dl,30h
<95>	mov	ah,02h
<96>	int	21h
<97>	add	si,2
<98>	loop	show
<99> exit:
<100>	mov	ax,4c00h	;стандартный выход
<101>	int	21h
<102>	end	main	;конец программы

В основе программы лежит алгоритм, похожий на метод пузырьковой сортировки. Эта программа не претендует на безусловную оптимальность, так как существует целая теория, касающаяся подобного типа сортировок. Перед нами стоит другая цель — показать использование средств ассемблера для решения подобного рода задач.
В программе два цикла.
Внешний цикл определяет позицию в массиве очередного элемента, с которым производится попарное сравнение элементов правой части массива (относительно этого элемента). За каждую итерацию внешнего цикла на месте этого очередного элемента оказывается меньший элемент из правой части массива (если он есть).
В остальном программа достаточно проста и на языке высокого уровня заняла бы около десятка строк.

Структуры

Рассмотренные нами выше массивы представляют собой совокупность однотипных элементов. Но часто в приложениях возникает необходимость рассматривать некоторую совокупность данных разного типа как некоторый единый тип.
Это очень актуально, например, для программ баз данных, где необходимо связывать совокупность данных разного типа с одним объектом.
К примеру, ранее мы рассмотрели
листинг 4, в котором работа производилась с массивом трехбайтовых элементов. Каждый элемент, в свою очередь, представлял собой два элемента разных типов: однобайтовое поле счетчика и двухбайтовое поле, которое могло нести еще какую-то нужную для хранения и обработки информацию. Если читатель знаком с одним из языков высокого уровня, то он знает, что такой объект обычно описывается с помощью специального типа данных — структуры.
С целью повысить удобство использования языка ассемблера в него также был введен такой тип данных.

По определению структура — это тип данных, состоящий из фиксированного числа элементов разного типа.

Для использования структур в программе необходимо выполнить три действия:

  1. Задать шаблон структуры.
    По смыслу это означает определение нового типа данных, который впоследствии можно использовать для определения переменных этого типа.
  2. Определить экземпляр структуры.
    Этот этап подразумевает инициализацию конкретной переменной заранее определенной (с помощью шаблона) структурой.
  3. Организовать обращение к элементам структуры.

Очень важно, чтобы вы с самого начала уяснили, в чем разница между описанием структуры в программе и ее определением.
Описать структуру в программе означает лишь указать ее схему или шаблон; память при этом не выделяется.
Этот шаблон можно рассматривать лишь как информацию для транслятора о расположении полей и их значении по умолчанию.
Определить структуру — значит, дать указание транслятору выделить память и присвоить этой области памяти символическое имя.

Описать структуру в программе можно только один раз, а определить — любое количество раз.

Описание шаблона структуры

Описание шаблона структуры имеет следующий синтаксис:
имя_структуры	STRUC
	<описание полей>
имя_структуры	ENDS
 

Здесь <описание полей> представляет собой последовательность директив описания данных db, dw, dd, dq и dt.
Их операнды определяют размер полей и, при необходимости, начальные значения. Этими значениями будут, возможно, инициализироваться соответствующие поля при определении структуры.

Как мы уже отметили при описании шаблона, память не выделяется, так как это всего лишь информация для транслятора.

Местоположение шаблона в программе может быть поизвольным, но, следуя логике работы однопроходного транслятора, он должен быть расположен до того места, где определяется переменная с типом данной структуры. То есть при описании в сегменте данных переменной с типом некоторой структуры ее шаблон необходимо поместить в начале сегмента данных либо перед ним.

Рассмотрим работу со структурами на примере моделирования базы данных о сотрудниках некоторого отдела.
Для простоты, чтобы уйти от проблем преобразования информации при вводе, условимся, что все поля символьные.
Определим структуру записи этой базы данных следующим шаблоном:
worker	struc	;информация о сотруднике
nam	db	30	dup	(' ')	;фамилия, имя, отчество
sex	db	'м'	;пол, по умолчанию 'м' — мужской
position	db	30 dup (' ')	;должность
age	db	2 dup(‘ ’)		;возраст
standing	db	2 dup(‘ ’)	;стаж
salary	db	4 dup(‘ ’)		;оклад в рублях
birthdate	db	8 dup(‘ ’)	;дата рождения
worker	ends

Определение данных с типом структуры

Для использования описанной с помощью шаблона структуры в программе необходимо определить переменную с типом данной структуры. Для этого используется следующая синтаксическая конструкция:
[имя переменной] имя_структуры <[список значений]>

Здесь:

Для примера определим несколько переменных с типом описанной выше структуры.
data	segment
sotr1	worker	<’Гурко Андрей Вячеславович’,,’художник’,’33’,‘15’,‘1800’,’26.01.64’<
sotr2	worker	<’Михайлова Наталья Геннадьевна’,’ж’,’программист’,’30’,’10’,’1680’,’27.10.58’<
sotr3	worker <’Степанов Юрий Лонгинович’,,’художник’,’38’,’20’,’1750’,’01.01.58’<
sotr4	worker	<’Юрова Елена Александровна’,’ж’,’свяэист’,’32’,’2’,,’09.01.66’<
sotr5	worker	<>	;здесь все значения по умолчанию
data ends

Методы работы со структурой

Идея введения структурного типа в любой язык программирования состоит в объединении разнотипных переменных в один объект.
В языке должны быть средства доступа к этим переменным внутри конкретного экземпляра структуры. Для того чтобы сослаться в команде на поле некоторой структуры, используется специальный оператор — символ "." (точка). Он используется в следующей синтаксической конструкции:
 адресное_выражение.имя_поля_структуры
 

Здесь:

Таким образом оператор "." (точка) вычисляет выражение
 (адресное_выражение) + (имя_поля_структуры)
  

Рис. 5. Синтаксис адресного выражения в операторе обращения к полю структуры

Продемонстрируем на примере определенной нами структуры worker некоторые приемы работы со структурами.
К примеру, извлечь в ax значения поля с возрастом. Так как вряд ли возраст трудоспособного человека будет больше величины 99 лет, то после помещения содержимого этого символьного поля в регистр ax его будет удобно преобразовать в двоичное представление командой
aad.
Будьте внимательны, так как из-за принципа хранения данных “младший байт по младшему адресу” старшая цифра возраста будет помещена в al, а младшая — в ah.
Для корректировки достаточно использовать команду xchg al,ah:
	mov	ax,word ptr sotr1.age	;в al возраст sotr1
	xchg	ah,al

а можно и так:

	lea	bx,sotr1
	mov	ax,word ptr [bx].age
	xchg	ah,al

Давайте представим, что сотрудников не четверо, а намного больше, и к тому же их число и информация о них постоянно меняются. В этом случае теряется смысл явного определения переменных с типом worker для конкретных личностей.
Язык ассемблера разрешает определять не только отдельную переменную с типом структуры, но и массив структур.
К примеру, определим массив из 10 структур типа worker:
mas_sotr	worker	10 dup (<>)

Дальнейшая работа с массивом структур производится так же, как и с одномерным массивом. Здесь возникает несколько вопросов:
Как быть с размером и как организовать индексацию элементов массива?

Аналогично другим идентификаторам, определенным в программе, транслятор назначает имени типа структуры и имени переменной с типом структуры атрибут типа. Значением этого атрибута является размер в байтах, занимаемый полями этой структуры. Извлечь это значение можно с помощью оператор type.
После того как стал известен размер экземпляра структуры, организовать индексацию в массиве структур не представляет особой сложности.
К примеру:
worker	struc
...
worker	ends
...
mas_sotr	worker	10 dup (<>)
...
	mov	bx,type worker	;bx=77
	lea	di,mas_sotr
;извлечь и вывести на экран пол всех сотрудников:
	mov	cx,10
cycl:
	mov	al,[di].sex
...
;вывод на экран содержимого поля sex структуры worker
	add	di,bx	;к следующей структуре в массиве mas_sort
	loop	cycl

Как выполнить копирование поля из одной структуры в соответствующее поле другой структуры? Или как выполнить копирование всей структуры? Давайте выполним копирование поля nam третьего сотрудника в поле nam пятого сотрудника:
worker	struc
...
worker	ends
...
mas_sotr	worker	10 dup (<>)
...
	mov	bx,offset mas_sotr
	mov	si,(type worker)*2	;si=77*2
	add	si,bx
	mov	di,(type worker)*4	;si=77*4
	add	di,bx
	mov	cx,30
rep	movsb



Мне кажется, что ремесло программиста рано или поздно делает человека похожим на хорошую домохозяйку. Он, подобно ей, постоянно находится в поиске, где бы чего-нибудь сэкономить, урезать и из минимума продуктов сделать прекрасный обед. И если это удается, то и моральное удовлетворение получается ничуть не меньше, а может и больше, чем от прекрасного обеда у домохозяйки. Степень этого удовлетворения, как мне кажется, зависит от степени любви к своей профессии.
С другой стороны, успехи в разработке программного и аппаратного обеспечения несколько расслабляют программиста, и довольно часто наблюдается ситуация, похожая на известную пословицу про муху и слона, - для решения некоторой мелкой задачи привлекаются тяжеловесные средства, эффективность которых, в общем случае, значима только при реализации сравнительно больших проектов.

Наличие в языке следующих двух типов данных, наверное, объясняется стремлением “хозяйки” максимально эффективно использовать рабочую площадь стола (оперативной памяти) при приготовлении еды или для размещения продуктов (данных программы).

Объединения

Представим ситуацию, когда мы используем некоторую область памяти для размещения некоторого объекта программы (переменной, массива или структуры). Вдруг после некоторого этапа работы у нас отпала надобность в использовании этих данных. Обычно память останется занятой до конца работы программы. Конечно, в принципе, ее можно было бы использовать для хранения других переменных, но при этом без принятия специальных мер нельзя изменить тип и имя. Неплохо было бы иметь возможность переопределить эту область памяти для объекта с другим типом и именем. Язык ассемблера предоставляет такую возможность в виде специального типа данных, называемого объединением.

Объединение — тип данных, позволяющий трактовать одну и ту же область памяти как имеющую разные типы и имена.

Описание объединений в программе напоминает описание структур, то есть сначала описывается шаблон, в котором с помощью директив описания данных перечисляются имена и типы полей:
имя_объединения	UNION
	<описание полей>
имя_объединения	ENDS

Отличие объединений от структур состоит, в частности, в том, что при определении переменной типа объединения память выделяется в соответствии с размером максимального элемента.
Обращение к элементам объединения происходит по их именам, но при этом нужно, конечно, помнить о том, что все поля в объединении накладываются друг на друга.
Одновременная работа с элементами объединения исключена. В качестве элементов объединения можно использовать и структуры.

Листинг 7, который мы сейчас рассмотрим, примечателен тем, что кроме демонстрации использования собственно типа данных “объединение” в нем показывается возможность взаимного вложения структур и объединений.
Постарайтесь внимательно отнестись к анализу этой программы. Основная идея здесь в том, что указатель на память, формируемый программой, может быть представлен в виде:

Какие из этих указателей можно применять в конкретной ситуации, зависит от режима адресации (use16 или use32) и режима работы микропроцессора.
Так вот, описанный в листинге 7 шаблон объединения позволяет нам облегчить формирование и использование указателей различных типов.
Листинг 7 Пример использования объединения
masm
model	small
stack	256
.586P
pnt	struc		;структура pnt, содержащая вложенное объединение
union			;описание вложенного в структуру объединения
offs_16	dw	?
offs_32	dd	?
ends			;конец описания объединения
segm	dw	?
ends			;конец описания структуры
.data
point	union	;определение	объединения, содержащего вложенную структуру
off_16	dw	?
off_32	dd	?
point_16	pnt	<>
point_32	pnt	<>
point	ends
tst	db	"Строка для тестирования"
adr_data	point <> ;определение экземпляра объединения
.code
main:
	mov	ax,@data
	mov	ds,ax
	mov	ax,seg tst
;записать адрес сегмента строки tst в поле структуры adr_data
	mov	adr_data.point_16.segm,ax
;когда понадобится, можно извлечь значение из этого поля обратно, к примеру, в регистр bx:
	mov	bx,adr_data.point_16.segm
;формируем смещение в поле структуры adr_data
	mov	ax,offset tst	;смещение строки в ax
	mov	adr_data.point_16.offs_16,ax
;аналогично, когда понадобится, можно извлечь значение из этого поля:
	mov	bx,adr_data.point_16.offs_16
exit:
	mov	ax,4c00h
	int	21h
end	main

Когда вы будете работать в защищенном режиме микропроцессора и использовать 32-разрядные адреса, то аналогичным способом можете заполнить и использовать описанное выше объединение.

Записи

Наша “хозяйка-программист” становится все более экономной. Она уже хочет работать с продуктами на молекулярном уровне, без любых отходов и напрасных трат.
Подумаем, зачем тратить под некоторый программный индикатор со значением “включено-выключено” целых восемь разрядов, если вполне хватает одного? А если таких индикаторов несколько, то расход оперативной памяти может стать весьма ощутимым.
Когда мы знакомились с логическими командами, то говорили, что их можно применять для решения подобной проблемы. Но это не совсем эффективно, так как велика вероятность ошибок, особенно при составлении битовых масок.

TASM предоставляет нам специальный тип данных, использование которого помогает решить проблему работы с битами более эффективно. Речь идет о специальном типе данных — записях.

Запись — структурный тип данных, состоящий из фиксированного числа элементов длиной от одного до нескольких бит.
При описании записи для каждого элемента указывается его длина в битах и, что необязательно, некоторое значение.
Суммарный размер записи определяется суммой размеров ее полей и не может быть более 8, 16 или 32 бит.
Если суммарный размер записи меньше указанных значений, то все поля записи “прижимаются” к младшим разрядам.

Использование записей в программе, так же, как и структур, организуется в три этапа:

  1. Задание шаблона записи, то есть определение набора битовых полей, их длин и, при необходимости, инициализация полей.
  2. Определение экземпляра записи. Так же, как и для структур, этот этап подразумевает инициализацию конкретной переменной типом заранее определенной с помощью шаблона записи.
  3. Организация обращения к элементам записи.

Компилятор TASM, кроме стандартных средств обработки записей, поддерживает также и некоторые дополнительные возможности их обработки.

Описание записи

Описание шаблона записи имеет следующий синтаксис (рис. 6):
имя_записи RECORD <описание элементов>

Здесь:
<описание элементов> представляет собой последовательность описаний отдельных элементов записи согласно синтаксической диаграмме (см. рис. 6):

Рис. 6. Синтаксис описания шаблона записи

При описании шаблона память не выделяется, так как это всего лишь информация для транслятора ассемблера о структуре записи.
Так же, как и для структур, местоположение шаблона в программе может быть любым, но при этом необходимо учитывать логику работы однопроходного транслятора.

Определение экземпляра записи

Для использования шаблона записи в программе необходимо определить переменную с типом данной записи, для чего применяется следующая синтаксическая конструкция (рис. 7):

Рис. 7. Синтаксис описания экземпляра записи

Анализируя эту синтаксическую диаграмму, можно сделать вывод, что инициализация элементов записи осуществляется достаточно гибко. Рассмотрим несколько вариантов инициализации.

Если инициализировать поля не требуется, то достаточно указать ? при определении экземпляра записи:
...
iotest	record
i1:1,i2:2=11,i3:1,i4:2=11,i5:2=00
	...
flag	iotest	?

Если вы составите и исследуете в отладчике тестовый пример с данным определением записи, то увидите, что все поля переменной типа запись flag обнуляются. Это происходит несмотря на то, что в определении записи заданы начальные значения полей.

Если требуется частичная инициализация элементов, то они заключаются в угловые (< и >) или фигурные ({ и }) скобки.
Различие здесь в том, что в угловых скобках элементы должны быть заданы в том же порядке, что и в определении записи. Если значение некоторого элемента совпадает с начальным, то его можно не указывать, но обязательно обозначить его запятой. Для последних элементов идущие подряд запятые можно опустить.
К примеру, согласиться со значениями по умолчанию можно так:
iotest	record
i1:1,i2:2=11,i3:1,i4:2=11,i5:2=00
...
flag	iotest	<>	;согласились со значением по умолчанию

Изменить значение поля i2 можно так:
iotest	record
i1:1,i2:2=11,i3:1,i4:2=11,i5:2=00
...
flag	iotest	<,10,>	; переопределили i2

Применяя фигурные скобки, также можно указать выборочную инициализацию полей, но при этом необязательно обозначать запятыми поля, со значениями по умолчанию которых мы согласны:
iotest	record
i1:1,i2:2=11,i3:1,i4:2=11,i5:2=00
...
flag	iotest	{i2=10}	;переопределили i2, не обращая внимания на порядок
;следования других компонентов записи

Работа с записями

Как организовать работу с отдельными элементами записи? Обычные механизмы адресации здесь бессильны, так как они работают на уровне ячеек памяти, то есть байтов, а не отдельных битов. Здесь программисту нужно приложить некоторые усилия.
Прежде всего для понимания проблемы нужно усвоить несколько моментов:

Теперь у вас есть вся информация о средствах ассемблера для работы с записями.
Вы также поняли, что непосредственно обратиться к элементу записи невозможно. Чтобы произвести обработку интересующего нас элемента, нужно сначала выделить, сдвинуть его, при необходимости, к младшим разрядам, выполнить необходимые действия и поместить его обратно на свое место в записи. Поэтому, чтобы вам не изобретать каждый раз велосипед, далее мы опишем типовые алгоритмы осуществления этих операций над элементами записи.
Ваша задача — закодировать эти алгоритмы тем или иным способом в соответствии с требованиями задачи.

Выделение элемента записи:

В результате этих действий элемент записи будет локализован в начале рабочего регистра и далее с ним можно производить любые действия.

Работа с элементом записи:

Как мы уже выяснили, с элементами записи производятся любые действия, как над обычной двоичной информацией.
Единственное, что нужно отслеживать, — это размер битового поля. Если, к примеру, размер поля увеличится, то впоследствии может произойти случайное изменение соседних полей битов. Поэтому желательно исключить изменение размера поля.

Помещение измененного элемента на его место в запись:

В качестве примера рассмотрим листинг 8, который обнуляет поле i2 в записи iotest.
Листинг 8. Работа с полем записи
;prg_12_7.asm
masm
model	small
stack	256
iotest	record	i1:1,i2:2=11,i3:1,i4:2=11,i5:2=00
.data
flag	iotest	<>
.code
main:
	mov	ax,@data
	mov	ds,ax
	mov	al,mask i2
	shr	al,i2	;биты i2 в начале ax
	and	al,0fch	;обнулили i2
;помещаем i2 на место
	shl	al,i2
	mov	bl,[flag]
	xor	bl,mask i2	;сбросили i2
	or	bl,al	;наложили
exit:
	mov	ax,4c00h	;стандартный выход
	int	21h
end	main		;конец программы

В заключение еще раз проанализируйте тип записи и особенности работы с ним. При этом обратите внимание на то обстоятельство, что мы нигде явно не просчитываем расположение битов. Поэтому если понадобится изменить размер элемента или его начальное значение, достаточно внести изменения в экземпляр записи или в описание ее типа; функциональную часть программы, работающую с этой записью, трогать не нужно.

Записи: дополнительные возможности обработки

Понимая важность для эффективного программирования такого типа данных, как запись, разработчики транслятора TASM, начиная с версии 3.0, включили в систему его команд две дополнительные команды на правах директив.
Последнее означает, что эти команды внешне имеют формат обычных команд ассемблера, но после трансляции они приводятся к одной или нескольким машинным командам.
Введение этих команд в язык TASM повышает наглядность работы с записями, оптимизирует код и уменьшает размер программы.
Эти команды позволяют скрыть от программиста действия по выделению и установке отдельных полей записи (мы их обсуждали выше).

Для установки значения некоторого поля записи используется команда setfield с синтаксисом:
	setfield	имя_элемента_записи назначение,регистр_источник

Для выборки значения некоторого поля записи используется команда getfield с синтаксисом:
	getfield	имя_элемента_записи регистр_назначение, источник

Работа команды setfield заключается в следующем. Местоположение записи определяется операндом назначение, который может представлять собой имя регистра или адрес памяти.
Операнд имя_элемента_записи определяет элемент записи, с которым ведется работа (по сути, если вы были внимательны, он определяет смещение элемента в записи относительно младшего разряда). Новое значение, в которое необходимо установить указанный элемент записи, должно содержаться в операнде регистр_источник. Обрабатывая данную команду, транслятор генерирует последовательность команд, которые выполняют следующие действия:

Важно отметить, что setfield не производит предварительной очистки элемента, в результате после логического сложения командой or возможно наложение старого содержимого элемента и нового устанавливаемого значения. Поэтому требуется предварительно подготовить поле в записи путем его обнуления.

Действие команды getfield обратно setfield. В качестве операнда источник может быть указан либо регистр либо адрес памяти.
В регистр, указанный операндом регистр_назначение, помещается результат работы команды — значение элемента записи.
Интересная особенность связана с регистр_назначение. Команда getfield всегда использует 16-битный регистр, даже если вы укажете в этой команде имя 8-битного регистра.

В качестве примера применения команд setfield и getfield рассмотрим листинг 9.
 Листинг 9. Работа с полями записи
;prg_12_8.asm
masm
model	small
stack	256
iotest	record
i1:1,i2:2=11,i3:1,i4:2=11,i5:2=00
.data
flag	iotest	<>
.code
main:
	mov	ax,@data
	mov	ds,ax
	mov	al,flag
	mov	bl,3
	setfield	i5 al,bl
	xor	bl,bl
	getfield	i5 bl,al
	mov	bl,1
	setfield	i4 al,bl
	setfield	i5 al,bl
exit:
	mov	ax,4c00h	;стандартный выход
	int	21h
end	main	;конец программы

Результат работы команд setfield и getfield удобнее всего изучать в отладчике.
При установке значений полей не производится их предварительная очистка. Это сделано специально. Для такого рода операций лучше использовать некоторые универсальные механизмы, иначе велик риск внесения ошибок, которые трудно обнаружить и исправить. В качестве такого механизма можно предложить механизм макросредств.

В заключение хотелось бы привести еще один пример использования записей.
Это описание регистра eflags. Для удобства мы разбили это описание на три части:

eflags_l_7	record
	sf7:1=0,zf6:1=0,c5:1=0,af4:1=0,c3:1=0,pf2:1=0,c1:=1,cf0:1=0
eflags_l_15	record
	c15:1=0,nt14:1=0,iopl:2=0,of11:1=0,df10:1=0,if9:1=1,tf8:1=0
eflags_h	record
	c:13=0,ac18:1=0,vm17:1=0,rf16:1=0

Запомните это описание. Когда вы освоите работу с макрокомандами и в дальнейшей своей работе столкнетесь с необходимостью работать с регистром флагов, то у вас буквально “зачешутся” руки, чтобы написать соответствующую макрокоманду. Эта макрокоманда, если вы не забудете хорошо ее оттестировать, избавит вас от многих трудно обнаруживаемых ошибок.


Используются технологии uCoz