Библиотеки классов Java
Назад Вперед
Если предоставить в распоряжение программиста
только язык программирования и не снабдить его
набором готовых модулей, предназначенных для
решения самых распространенных задач, ему
придется отвлекаться на множество мелких
деталей.
Обычно все профессиональные системы
разработки приложений на языке программирования
C++ содержат в своем составе набор стандартных
библиотечных функций или библиотеки классов. В
комплекте со всеми средствами разработки Java
поставляются достаточно развитые библиотеки
классов, значительно упрощающие
программирование. В этом разделе мы кратко
расскажем о составе и назначении библиотек
классов Java.
Встроенные классы
В языке Java все классы происходят от класса Object,
и, соответственно, наследуют методы этого класса.
Некоторые библиотеки классов подключаются
автоматически, и мы будем называть их
встроенными. К таким относится, в частности,
библиотека с названием java.lang. Другие библиотеки
классов вы должны подключать в исходном тексте
приложения Java явным образом с помощью оператора
import.
Замещающие классы
Очень часто в наших приложениях вместо базовых
типов переменных мы будем использовать объекты
встроенных классов, которые называются
замещающими классами (wrapper classes). Ниже мы
перечислили названия этих классов и названия
базовых типов данных, которые они замещают:
Базовый тип данных |
Замещающий класс |
boolean |
Boolean |
char |
Character |
int |
Integer |
long |
Long |
float |
Float |
double |
Double |
Заметим, что для преобразования базовых типов
данных в объекты замещающего класса и обратно вы
не можете применять оператор присваивания.
Вместо этого необходимо использовать
соответствующие конструкторы и методы
замещающих классов.
Класс String
Класс String предназначен для работы с такими
часто встречающимися объектами, как текстовые
строки. Методы этого класса позволяют выполнять
над строками практически все операции, которые
вы делали раньше при помощи библиотечных функций
C. Это преобразование строки в число и обратно с
любым заданным основанием, определение длины
строки, сравнение строк, извлечение подстроки и
так далее.
Хотя в языке Java не допускается перезагрузка
(переопределение) операторов, для объектов
класса Stirng и объектов всех произошедших от него
классов сделана встроенная перезагрузка
операторов "+" и "+=". С помощью этих
операторов можно выполнять слияние текстовых
строк, например:
System.out.println("x = " + x + '\n');
Здесь в качестве параметра функции println
передается текстовая строка, составленная из
трех компонент: строки "x = ", числа x и символа
перехода на следующую строку '\n'. Значение
переменной x автоматически преобразуется в
текстовую строку (что выполняется только для
текстовых строк) и полученная таким образом
текстовая строка сливается со строкой
"x = ".
Другие встроенные классы
Среди других встроенных классов отметим класс
Math, предназначенный для выполнения
математических операций, таких как вычисление
синуса, косинуса и тангенса.
Предусмотрены также классы для выполнения
запуска процессов и потоков, управления системой
безопасности, а также для решения прочих
системных задач.
Библиотека встроенных классов содержит очень
важные классы для работы с исключениями. Эти
классы нужны для обработки ошибочных ситуаций,
которые могут возникнуть (и возникают!) при
работе приложений или аплетов Java.
Подключаемые библиотеки классов
Ниже мы кратко перечислим подключаемые
библиотеки классов для того чтобы вы могли
оценить возможности набора классов Java. Подробное
описание этих классов есть в справочной системе
Java WorkShop и в различной литературе, посвященной Java.
Мы же ограничимся описанием тех классов, которые
будем использовать в наших примерах приложений.
Библиотека классов java.util
Библиотека классов java.util очень полезна при
составлении приложений, потому что в ней имеются
классы для создания таких структур, как
динамические массивы, стеки и словари. Есть
классы для работы с генератором псевдослучайных
чисел, для разбора строк на составляющие
элементы (токены), для работы с календарной датой
и временем.
Библиотека классов java.io
В библиотеке классов java.io собраны классы,
имеющие отношение к вводу и выводу данных через
потоки. Заметим, что с использованием этих
классов можно работать не только с потоками байт,
но также и с потоками данных других типов,
например числами int или текстовыми строками.
Библиотека классов java.net
Язык программирования Java разрабатывался в
предположении, что им будут пользоваться для
создания сетевых приложений. Поэтому было бы
странно, если бы в составе среды разработки
приложений Java не поставлялась библиотека
классов для работы в сети. Библиотека классов
java.net предназначена как раз для этого. Она
содержит классы, с помощью которых можно
работать с универсальными сетевыми адресами URL,
передавать данные с использованием сокетов TCP и
UDP, выполнять различные операции с адресами IP. Эта
библиотека содержит также классы для выполнения
преобразований двоичных данных в текстовый
формат, что часто бывает необходимо.
В качестве примера приложения, составленного
на языке программирования Java и ориентированного
на работу в сети Internet, можно привести игру Java Color
Lines (рис. 7).
|
Рис. 7. Сетевая игра Java
Color Lines. Для того чтобы увидеть рисунок в
увеличенном виде, сделайте щелчок мышью по
изображению |
Это сетевая версия известной игры Lines, которая
выполнена в виде нескольких аплетов,
взаимодействующих между собой и между сервером
Web, на котором они расположены. Так как список
имен игроков и достигнутых ими результатов
хранится на сервере, вы можете поучаствовать в
мировом турнире, сразившись с игроками из разных
стран.
Библиотека классов java.awt
Для создания пользовательского интерфейса
аплеты Java могут и должны использовать библиотеку
классов java.awt. AWT - это сокращение от Abstract Window Toolkit
(инструментарий для работы с абстрактными
окнами).
Классы, входящие в состав библиотеки java.awt,
предоставляют возможность создания
пользовательского интерфейса способом, не
зависящим от платформы, на которой выполняется
аплет Java. Вы можете создавать обычные окна и
диалоговые панели, кнопки, переключатели, списки,
меню, полосы просмотра, однострочные и
многострочные поля для ввода текстовой
информации.
Библиотека классов java.awt.image
В среде любой операционной системы работа с
графическими изображениями является достаточно
сложной задачей. В операционной системе Windows для
этого применяется графический интерфейс GDI. Если
вы будете рисовать графические изображения в
среде OS/2 или X-Windows, вам, очевидно, придется
использовать другой программный интерфейс.
Большую сложность также вызывает разбор
заголовков графических файлов, так как они могут
иметь различный формат и иногда содержат
неправильную или противоречивую информацию.
Когда вы программируете на Java, рисование и
обработка графических изображений выполняется
намного проще, так как вам доступна специально
предназначенная для этого библиотека классов
java.awt.image. Помимо широкого разнообразия и удобства
определенных в ней классов и методов, отметим
способность этой библиотеки работать с
графическими изображениями в формате GIF. Этот
формат широко используется в Internet, так как он
позволяет сжимать файлы графических изображений
во много раз без потери качества за счет
устранения избыточности.
Библиотека классов java.awt.peer
Библиотека классов java.awt.peer служит для
подключения компонент AWT (например, кнопок,
списков, полей редактирования текстовой
информации, переключателей и так далее) к
реализациям, зависящим от платформы, в процессе
создания этих компонент.
Библиотека классов java.applet
Как нетрудно догадаться из названия,
библиотека классов java.applet инкапсулирует
поведение аплетов Java. Когда вы будете создавать
свои аплеты, вам будет нужен класс Applet,
расположенный в этой библиотеке классов.
Дополнительно в библиотеке классов java.applet
определены интерфейсы для подключения аплетов к
содержащим их документам и классы для
проигрывания звуковых фрагментов.
Назад Вперед
|